Ламивудин выдают только в сиропе, Дарунавир заканчивается. Закупки АРВ препаратов так и не состоялись. Вероятны перебои уже в ближайшее время

На наш сайт поступают сообщения о том, что Ламивудин вместо таблеток стали выдавать только в виде сиропа, а Дарунавир в некоторых регионах (Гомель) закончился полностью, в некоторых (Минск) его стали выдавать на более короткие сроки. На фоне того, что препараты стали заканчиваться, неутешительной выглядит информация о вновь не состоявшихся закупках препаратов Минздравом Беларуси. Разбираемся почему так происходит и что можно сделать.

 

Почти полгода как не может состояться закупка

Объявленные на 31.05.2019 торги по аукциону AU20190410168368  «19/07-5 Противовирусные лекарственные средства для системного применения» признаны несостоявшимися. Также признан несостоявшимся ранее объявленный аукцион на закупку АРВ препаратов на 2019 год (объявленные торги на 08.02.2019), а еще один аукцион был отменен организатором (объявленные торги на 25.04.2019). То есть задержка в закупке препаратов существует уже практически полгода.

 

Когда закончатся старые препараты

Неясно. Информация по фактически имеющимся остаткам препаратов не доступна для пациентского сообщества. В 2018 закупили больше препаратов, чем в реальности потребовалось (закуплено 21 945 годовых курсов, а на 01.11.2018 АРТ получали только 14 763 человека). С одной стороны, избыточность закупок позволила создать запас препаратов, но с другой стороны – у пациентского сообщества нет данных, когда конкретно какой препарат закончится.

Похоже, что уже заканчиваются Ламивудин (по получаемым нами сообщениям известно по крайней мере то, что в Минске выдают сироп вместо таблеток, в Гомельском регионе закончился Дарунавир, а в Минске его выдают на 2 недели).

  • «Я в начале пил как есть. Очень было неприятно, потом начал с водой пить. 4 бутылки в месяц, по 15 мл доза. Взял на месяц таблетки и сиропом месяц. Очень неудобная штука»

Исходя из числа людей, получающих препарат Алувиа (Лопинавир/Ритонавир), его запасы тоже должны в ближайшее время подходить к концу. Поскольку этот препарат брендовый и закупается напрямую у производителя, а не через систему электронного аукциона, – информация о состоянии его закупки непрозрачна для пациентского сообщества.

Также не ясно, сколько людей будет получать АРТ к концу года по имеющемуся плану и сколько каких препаратов планируют закупить в 2019 году. Ранее планы по закупке (по крайней мере на 2017 и 2018 годы) публиковались на полный следующий год вперед. Что касается закупок на 2019 год, то было опубликовано уже три Требования заявки на закупку (от 18.12.2018, 11.02.2019 и 02.04.2019), при этом расположенные в свободном доступе сканы этих документов не содержали самого списка планируемых к закупке препаратов и их количества (можно было только косвенно догадываться об этом по содержанию лотов объявленных аукционов), а перечень и количество объявленных к закупкам препаратов не совпадали в разных аукционах (впрочем, как мы уже сказали, ни один их них так и не состоялся).

 

Почему не состоялась закупка

Неясно. Последний из аукционов был уже третьим, объявленным в текущем году. Можем перечислить, чем он отличался от предыдущих.

1. По каждому лоту аукциона были поданы предложения: по шести лотам – от 4 участников, по одному – от 5, и по одному – от 2. Это отличает данный аукцион от предыдущих двух аукционов, на которые вообще не было подано предложений участников (кроме одного предложения по 1 из 12 лотов первого аукциона). Отказ от участия фармкомпании объясняли низкими объявленными на аукционе ценами, несмотря на то что они выше среднемировых: например, белорусское ЗАО «Фарматех» считает что «организатором были предложены цены, не покрывающие затрат на производство» (согласно письму №1-063 от 14.03.2019 в ответ на письмо БОО «Позитивное движение»), российское АО «Фармасинтез» считает что «стартовые цены на препараты… ниже себестоимости их производства» (согласно информации РОО «Люди плюс»).

2. Впервые на рассмотрении заявок на закупку АРВ препаратов присутствовали наблюдатели из Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В течение последнего года продолжается антикоррупционная кампания в белорусском здравоохранении, сопровождающаяся задержаниями и осуждениями руководителей системы Минздрава в связи с нарушениями в закупках медицинской техники и лекарственных средств.

3. Последний аукцион был признан несостоявшимся в связи с с недопуском участников (за исключением одного участника по одному лоту); причина недопуска одинакова для всех – «представленные участником документы не отвечают требованиям аукционных документов», что в большинстве случаев заключалось в том, что «в спецификации не полностью указано торговое наименование лекарственного средства, а также отсутствует производитель». Сложно представить, что потенциальные участники аукциона сделали такие грубые технические ошибки при подаче документов.

 

Что будет дальше

Неясно. Комиссией по организации и проведению процедур государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания (далее – Комиссия) было рекомендовано проведение закупки из одного источника. Но есть нюансы.

Во первых, то же самое было рекомендовано Комиссией по результатам несостоявшегося первого аукциона в текущем году, но организатор торгов – РУП «Белфармация» – не последовало этой рекомендации и объявило новый аукцион (хотя в письме №12-06/1639 от 22.03.2019 в ответ на письмо БОО «Позитивное движение» они подтвердили намерение провести закупку из одного источника и сообщали, что ««в настоящее время проводятся маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, запрашиваются предложения на поставку…, проводится работа по анализу предложенных цен, их снижению»). Неясно, последует ли РУП «Белфармация» рекомендации Комиссии в этот раз.

Во вторых, если все же будет проведена закупка из одного источника, неясно насколько быстро может быть проведена поставка препаратов в этом случае (в заключенных договорах на поставку на 2018 год сроки поставки обычно устанавливались как «поквартально в равных долях», но уже подходит к концу 2-й квартал текущего года). Неясно, не закончатся ли имеющиеся остатки препаратов раньше возможности провести поставку.

Неясно и за какие цены будет проведена закупка – в случае закупки из одного источника цена закупки является предметом договоренности между заказчиком и поставщиком. И, наконец, неясно на какое количество препаратов хватит выделенных средств если цена будет сильно завышенной: сумма средств на закупку АРВ препаратов не бесконечна, она регламентирована в рамках Госпрограммы и Годового плана централизованных закупок Минздрава.

 

Возможности Минздрава Беларуси ограничены

Законом о госзакупках не предусмотрена возможность проведения закупок за счет средств государственного бюджета на международных торговых площадках, например на площадке wambo.org, как это осуществляли ранее при закупках препаратов за счет средств международной технической помощи, выделяемой Беларуси Глобальным фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее – ГФ), и что позволяло проводить закупки по среднемировым ценам.

Госпрограммой развития фармпромышленности Беларуси предусмотрена поддержка национальных производителей путем «развития импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций». Минздрав Беларуси отвечает за выполнение индикатора по доведению доли отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке в стоимостном выражении до 53% в 2018 году, 54% в 2019 и 55% в 2020 году. Национальные производители АРВ препаратов (а это компании ЗАО «Фарматех», РПУП «Академфарм», ООО «Белалек» и РУП «Белмедпрепараты», вероятно в ближайшем будущем также и ООО «Новалок») не имеют ни производства полного цикла (синтез фармацевтической субстанции), ни BULK производства (изготовление таблеток из уже готовой фармацевтической субстанции), а лишь осуществляют фасовку и/или упаковку таблеток, произведенных индийскими дженерическими компаниями. Процесс фасовки/ упаковки приводит к значительному удорожанию препаратов, что в 2016 году (при переходе с международных на национальные закупки по большинству препаратов) явилось одной из основных причин случившихся перебоев в доступе к лечению, и только совместные действия пациентского сообщества и Минздрава Беларуси при поддержке ЮНЭЙДС привели к снижению цен в 3-6 раз (мы писали об этом ранее) и позволили в последующие годы закупать препараты по ценам, не намного выше среднемировых.

 

Что можно делать

Со стороны сообщества (как отдельных людей, так и пациентских организаций) возможны письменные обращения:

— к организатору закупок РУП «Белфармация» о том, почему не произошла закупка АРВ препаратов из одного источника после несостоявшегося аукциона AU20190104161160 от 08.02.2019 года (как это рекомендовала Комиссия Минздрава Беларуси по организации и проведению процедур государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания) и как планируется проводить закупку АРВ препаратов на 2019 год в настоящее время

— к главному внештатному специалисту Минздрава Беларуси по оказанию медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией О.А. Скрипко (под руководством которого проходит планирование закупок) и к руководителю отдела управления грантами Глобального Фонда Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» Т.Н.Макаревич (отдел осуществляет поддержку «Государственного регистра ВИЧ-инфицированных пациентов», включающего информацию по проводимым схемам лечения и препаратам) о том, какой рост числа получающих АРТ людей планируется до конца года, и какие фактические сроки израсходования имеющихся остатков по каждому из АРВ препаратов.

Как нам сообщили в БОО «Позитивное движение», ими было направлено предложение в Минздрав Беларуси по проведению круглого стола на тему «Расширение охвата лечением ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита C путем поддержания доступа к качественным и недорогим лекарственным средствам» с привлечением пациентских организаций, врачей, чиновников, представителей национальных фармацевтических компаний. Было получено предварительное согласие на проведение.

 

Контактная информация для обращений:

Республиканское унитарное предприятие «Белфармация», генеральный директор Игнатенко Валентина Степановна. Сайт: https://pharma.by/. Телефоны: +375 17 243 15 77, +375 17 304 48 76. Адрес: 220005, г. Минск, ул. В.Хоружей, 11.

Главный внештатный специалист Минздрава по оказанию медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией Скрипко Олег Анатольевич. Сайт: http://www.gkib.by/o-klinike/administratsiya. Телефон: +37517 334 34 68. Адрес: 220002, г. Минск, ул.Кропоткина, 76.

Руководитель отдела управления грантами Глобального Фонда Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» Макаревич Татьяна Николаевна. Сайт: http://belcmt.by/ru/Common/structure/GUG. Телефон: +375 17 332 19 90. Адрес: 220013, г. Минск, ул. Петруся Бровки, 7а.

Министерство здравоохранения республики Беларусь. Сайт: http://minzdrav.gov.by/. Телефон: +37 17 222 65 47 (канцелярия). Адрес: 220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39.