Пациентское сообщество Беларуси совместно с Министерством здравоохранения провело анализ обеспечения АРВ препаратами в стране. Составленный отчет был обсужден в ходе рабочего совещания и опубликован на сайте БОО «Позитивное движение».
С полным текстом отчета можно ознакомиться по ссылке. Мы выбрали семь пунктов, которые на наш взгляд отражают его основные положения.
Отчет был подготовлен по инициативе Международной коалиции по готовности к лечению в Восточной Европе и Центральной Азии (ITPCru) и при поддержке Регионального офиса ЮНЭЙДС для стран Восточной Европы и Центральной Азии. В отчете приведен обзор национальных протоколов лечения ВИЧ-инфекции и нормативно-правовой базы, регулирующей регистрацию, закупки и предоставление антиретровирусных препаратов. Представлен анализ закупок, проведенных в 2017 и 2018 годах, а также анализ данных пациентского мониторинга предоставления препаратов. В заключение представлены рекомендации по оптимизации процесса закупок.
Итак:
1) В Беларуси с 2018 года предусмотрен универсальный доступ к антиретровирусной терапии, то есть государство гарантирует предоставление лечения ВИЧ-инфекции всем ЛЖВ независимо от стадии болезни и уровня иммунитета. Планируется, что в 2018 году 85,4% ЛЖВ в Беларуси будут получать терапию. Это достаточно амбициозная задача, но вполне выполнимая.
Охват лечением начал быстро расти уже со второй половины 2017 года, и стратегической целью является достижение рекомендованного ЮНЭЙДС показателя «90-90-90», то есть выявление не менее 90% людей имеющих ВИЧ, предоставление терапии не менее чем 90% из них, и достижение эффекта от лечения (подавление вируса) не менее чем у 90% людей. По состоянию на осень прошлого года фактические цифры выглядели следующим образом:
Критические моменты, в решении которых может принять участие пациентское сообщество – это помощь людям живущим с ВИЧ в принятии своего диагноза и вовлечение их в терапию, а также поддержка приверженности лечению которая по прежнему остается низкой (только 28% получающих лечение принимают его без больших пропусков и имеют полное подавление, то есть супрессию, вируса).
2) Имеющееся в Беларуси лечение ВИЧ-инфекции является эффективным и современным. Национальный клинический протокол был обновлен в июне 2017 года, его рекомендации соответствуют действующим рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Важным является то, что схемы лечения унифицированы: в прошлом году в 93% случаев использовались всего восемь основных схем. Наиболее часто используемые схемы достаточно просты для приема: две трети всех схем состоят всего из одной, двух или трех таблеток в сутки.
В 2018 году будет происходить расширение использования более удобных для приема схем терапии: например, планируется более чем пятикратный рост закупок комбинированной таблетки TDF/FTC/EFV для однократного приема в сутки (то есть примерно каждая пятая из всех используемых в 2018 году схем лечения будет представлена одной таблеткой в сутки).
3) В 2018 году на закупку АРВ препаратов планируется потратить более 5,5 миллионов долларов.
Говоря об источниках финансирования закупок АРВ препаратов в Беларуси, нужно отметить что продолжается постепенный переход с закупки за счет средств Глобального фонда ООН (международная техническая помощь) на государственное финансирование. Этот переход начался в 2014-2015 годах, и уже в этом году почти все препараты будет закупать государство (87% от общих затрат на терапию). За счет средств Глобального фонда продолжат закупаться только детские формы препаратов и внутривенный зидовудин для использования при родах. Полный переход на государственное финансирование запланирован в 2019 году.
Финансирование закупок АРВ препаратов из республиканского бюджета гарантировано Государственной программой «Профилактика ВИЧ-инфекции». Для обеспечения бесперебойности лечения принята «Концепция устойчивого развития системы профилактики, лечения, ухода и поддержки в связи с ВИЧ/СПИД и туберкулезом», а также предусмотрена координация действий Минздрава и Глобального фонда.
Пациентам препараты предоставляются бесплатно.
4) Государственные закупки препаратов на 2018 год впервые полностью были осуществлены через систему аукционных торгов, что за счет конкуренции поставщиков позволило резко удешевить стоимость терапии (в 3,5-6,4 раза по основным схемам в сравнении с прошлым годом). Несмотря на то, что в этом году Беларусь закупит в 1,7 раза больше препаратов, общие затраты снизятся более чем на 4 миллиона долларов.
Говоря об этом достижении, нужно отметить огромную адвокационную роль пациентстких сообществ и общественных организаций Беларуси (БОО «Позитивное движение» и РОО «Сообщество ЛЖВ»). Думаем, что определенное влияние на снижение цен также оказал и опубликованный нашим сайтом в начале прошлого года обзор «Почему АРВ-терапия в Беларуси стала такой дорогой?» и последующее его распространение и обсуждение партнерскими организациями региона Восточной Европы и Центральной Азии.
Экономия средств произошла за счет снижения стоимости дженерических препаратов, поставляемых белорусскими компаниями-производителями, ввозящими индийские дженерики и осуществляющими их фасовку и упаковку на территории Беларуси. Цифры на рисунке представляют стоимость годовых курсов лечения по каждому из препаратов в долларах.
Средняя стоимость основных схем лечения, состоящих из дженерических препаратов (стоимость годовых курсов лечения в долларах) в 2015, 2017 и 2018 годах в Беларуси (оттенки красного), и средняя стоимость в мире (голубой цвет).
Проведение аукциона изменило структуру национальных поставщиков – имевшаяся в прошлом году монополия ЗАО «Фарматех» преодолена, в текущем году подавляющую часть пирога финансовых затрат на дженерические препараты разделят две компании – ООО «Вест» и ранее упомянутое ЗАО «Фарматех».
Пациентский контроль за сохранением системы закупок дженерических препаратов через аукционы на электронной площадке Белорусской товарной биржи позволит поддерживать конкурентную среду среди поставщиков и будет препятствовать росту цен.
5) На фоне удешевления дженериков, выросла доля затрат на закупку брендовых препаратов: в 2018 году на них планируется потратить почти половину от общего бюджета Беларуси на антиретровирусную терапию (несмотря на то, что эти препараты будут входить в состав менее чем 15% схем лечения).
Речь идет всего о трех препаратах – это Алувия (лопинавир/ритонавир, LPV/r) и Норвир (ритонавир, RTV) производства компании Abbvie и Тивикай (долутегравир, DTG) производства компании Viiv. Высокая цена на данные препараты обусловлена действующей патентной защитой, которая не позволяет стране закупать недорогие дженерики.
Стоимость брендовых препаратов практически не изменилась по сравнению с прошлым годом. Цифры на рисунке представляют стоимость годовых курсов лечения по каждому из препаратов в долларах.
Средняя стоимость основных схем лечения, включающих брендовые препараты (стоимость годовых курсов лечения в долларах) в 2015, 2017 и 2018 годах в Беларуси (оттенки красного), и средняя стоимсоть в мире (голубой цвет).
Из трех указанных брендовых препаратов наиболее часто используется препапрат Алувиа (входит в 12% схем лечения в текущем году). Кроме того, что затраты на него непропорциональны (почти 40% от стоимости всей терапии в Беларуси), больше ни одна из фармацевтических компаний не зарабатывает столько всего на одном АРВ препарате (почти 2 млн долларов в 2018 году, если закупки пройдут по текущим ценам). Существует риск, что такая крайне непропорциональная нагрузка на государственный бюджет может подтолкнуть государство к снижению использования препарата Алувиа.
Патентная защита на входящий в состав Алувии RTV (ритонавир) мешает упрощению некоторых других схем лечения. Наличие патента на RTV не позволяет Беларуси закупать комбинированные термостабильные дженерики ATV/r (атазанавир/ритонавир) и DRV/r (дарунавир/ритонавир), что не только удорожает терапию, но и резко усложняет схемы терапии по числу принимаемых таблеток.
Дороговизна препарата Тивикай не позволяет использовать его более широко, в том числе широко включать в схемы первого ряда как это происходит во многих развитых странах – в Беларуси препарат используется примерно в 1% схем лечения.
Полем для адвокационной деятельности является настаивание на отказе компаний Abbvie и Viiv от преследования патентных прав на данные препараты в Беларуси или настаивание на снижении цен.
6) В отчете обсуждаются перспективы и барьеры в регистрации некоторых дополнительных дженерических АРВ препаратов в Беларуси (например, EFV400, RAL, указанных выше ATV/r и DRV/r в виде фиксированной термостабильной комбинации, и некоторых новых выходящих на рынок препаратов).
Подчеркивается важность взаимодействия как пациентских сообществ, так и Министерства здравоохранения с международными организациями, занимающимися вопросами патентной защиты и повышением доступности дженерических препаратов. Так например, Лекарственный патентный пул (MPP) получил лицензию компании Gilead на возможность поставки в Беларусь дженерических препаратов TAF, BIC и COBI (включая фиксированные комбинации TAF/FTC и TAF/FTC/BIC), но к сожалению не дженерика EVG (включая фиксированную комбинацию TAF/FTC/EVG/COBI). Применение этих препаратов могло бы позволить сделать основную используемую схему первого ряда еще более безопасной (за счет смены TDF на TAF) и ввести в схемы первого ряда недорогую схему, основанную на ингибиторе интегразы (BIC или EVG).
7) В Беларуси существуют достаточно широкие возможности пациентского мониторинга закупок АРВ препаратов: прозрачность данных о закупках (публикация в открытом доступе Технических заданий на закупку и результатов аукционов), работа Странового координационного комитета (в состав которого входят представители ЛЖВ), наличие сервисов куда может обратиться ЛЖВ (например, телефоны общественных организаций, группы в социальных сетях, или наш сайт pereboi.by). Отдельные разделы отчета посвящены анализу обращений пациентов по поводу перебоев с предоставлением терапии и адвокацционной активности общественных организаций.